Страницы

четверг, 22 сентября 2011 г.

Гоп-стопом по мусям-пусям.



Случайно увиденная рекламка заставила меня задуматься: а бывает ли хорошая музыка без шансона?

Как бывший офицер милиции, я всегда относилась к шансону с некоторой долей презрения: уголовщина, блатная романтика. Впрочем, это не мешало мне увлекаться творчеством группы «Лесоповал». И я всегда удивлялась: почему шансон «цепляет» народ? Почему в рейтингах ресторанов лидирует «Владимирский централ», каждого второго ночью разбуди – и он споет «Мурку», а если пообещать женщине «Я куплю тебе дом у пруда в Подмосковье…» - она станет вашей навеки? Что такого есть в «вольной песне», чего недостает русской душе в «мусях-пусях»?

Настоящим откровением для меня стало то, что шансон, в полном смысле этого слова, – есть сюжетная авторская песня о чем-то таком, что заставляет задуматься.  Изначально это были песни труверов, кочевавшие по просторам Франции и замученным тамошними капиталистами крестьянским душам. Затем эти песни, вобравшие в себя национальное своеобразие и народные проблемы, осели в кабаре и кафе-шантанах, и зажгли ярчайшие звезды великих Эдит Пиаф и Мориса Шевалье (они тоже пели шансон!). В конце 19 века, вместе с французами, которые живо интересовались открывавшимися в неизведанной России перспективами, эти песни попали на русскую почву. И уже в России, подстегиваемые сложившейся исторической ситуацией (именно в то время верхи уже не хотели, а низы не могли (В.И. Ленин)), они растворились в «жестоких» романсах городских окраин и цепких одесских куплетах, положив начало русскому шансону.

Учитывая вышеназванное определение, - сюжетная авторская песня со смыслом, - к числу шансонье (эстрадные певцы, в большинстве случаев – авторы слов и музыки исполняемых песен) можно запросто причислить множество знаменитых людей, например, Леонида Утесова и Владимира Высоцкого. Джо Дассен, Ив Монтан, Шарль Азнавур – все это тоже можно назвать шансоном. Как ни странно, шансон можно сравнить с прекрасно ограненным алмазом: на какую грань смотришь – ту сторону шансона и увидишь.

Например, грань песен воли и неволи – Михаил Танич и группа «Лесоповал». Высокопрофессиональное творчество группы лично у меня вызывает восхищение! Часть песен «Лесоповала» о том, что в тюрьме – плохо, и оступившегося раз человека, вообще-то, жалко. И, на мой взгляд, шедевры: «Белый лебедь на пруду» и «Был пацан» - песни совершенно не лагерные, но заставляющие надолго замереть, глядя в одну точку. Перечислять можно долго-долго, дискография у группы очень обширная.

Грань военного шансона. Напоминаю одну из особенностей шансона – в большинстве случаев предпочтение отдается смысловому содержанию текста, а не музыкальной аранжировке. К этой категории вполне можно отнести группу «Голубые береты» и иже с ними. Здесь «состав из дальней пересылки» заменяют «две вертушки на Моздок». Интересно, а сами «Голубые береты» задумывались когда-нибудь о том, что поют шансон?

И многое-многое другое. Грань городского романса (Трофим) -замечательная лирика, где слово «тюрьма» может не встретиться ни разу. Грань денс-блатняка (группа «Воровайки»). Если захочется увидеть в шансоне хорошую авторскую песню – всегда можно послушать Александра Розенбаума или Олега Митяева. А когда душа просит прожженной блатотЫ – тут я даже перечислять не буду, потому что мне самой подобные песни не нравятся, и упоминать о них мне не хочется. Так, может быть, дело не в моральной испорченности шансона, а в том, что конкретно взятый человек хочет от него получить?

Ну и грань, из-за которой многие интеллигентные и высокообразованные люди презрительно зажимают уши, услышав первые аккорды «Гоп-стопа»: грань блатных песен. Именно их, и часто не без оснований, обвиняют в воспевании уголовной романтики и растлении неокрепших молодых душ. По этому поводу я вычитала на просторах Интернета хорошую фразу: не каждый уголовник слушает шансон, и не каждый, кто слушает шансон, становится уголовником. Какой нормальный  человек станет мечтать о тюрьме? А если отдельно взятым молодым людям уголовный быт кажется привлекательным, то здесь проблема не в песнях, которые они слушают, а в их семьях, не сумевших воспитать эту молодежь достойным образом.

Получается, что шансон – это настоящий народный городской фольклор, и, в большинстве своем, хорошая музыка. Песни, подходящие под категорию «шансон», способны достучаться до каждой души, потому что рассказывают о том, с чем каждый из нас, так или иначе, сталкивался. Или сам, или через своих близких. Это не лапша на уши в виде «муси-пуси». Под такие песни начинает размышлять сердце, а по коже бегут мурашки.

Значит – правильная песня. Для души!


Мир свободного человека - Семенова Наталья

Неофициальный сайт деревни Пуялка-Орлово - она же

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Не мешай, пожалуйста Голубые береты с уголовщиной!!!!

Анонимный комментирует...

Как что называется по французски 99% нашей России не известно. Шансон для большинства - уголовшина. Голубые береты - патриотическая группа. Извини, но сидевшие по 158.ч.3 даже пороха не нюхали, не говоря уже об Афгане и Чечне. Не путай понятия, прошу. Шансон Родину не защищал.