Страницы

понедельник, 30 августа 2010 г.

Хлопок одной ладони

   Есть различие между Мастером и Учителем. Мастер может только научить тому, что умеет сам. Учитель может показать направление, куда идти, чтобы развиваться дальше. Учитель приходит, когда Ученик готов. Не знаю, к чему была готова я чуть больше 5 лет назад, когда начала заниматься джиу-джитсу, но, неожиданно, в лице тренера я обрела Учителя. С тех пор в мою  жизнь вошел  дзен.

   Сразу скажу, что я не практикую сидячую медитацию, не развела в квартире сад камней и не хожу по дому в стилизованном китайском халатике. Дзен – для каждого свой. Сколько человек на свете – столько способов достичь единства со своим внутренним "я", стать самим собой, быть самим собой каждый день. Каждый из нас ежесекундно приходит к своему пониманию мира и собственного места в нем. И это – дзен.

   Дзен нельзя научиться. Он неуловим для обычного жесткого и стандартизированного человеческого мышления:

В сутре Будда рассказал притчу:
Человек пересекал поле, на котором жил тигр. Он бежал со всех ног. Тигр за ним. Подбежав к обрыву, он стал карабкаться по склону, уцепившись за корень дикой лозы, И повис на нем. Тигр фыркал на него сверху. Дрожа, человек смотрел вниз, где, немного ниже другой тигр поджидал его, чтобы съесть.
Только лоза удерживала его.
Две мышки, одна белая, другая черная, понемногу стали подгрызать лозу.
Человек увидел возле себя ароматную землянику. Уцепившись одной рукой за лозу, другой он стал рвать землянику. Какая же она была сладкая!

   Немного понять сущность дзен мне позволил один из трактатов Мастера дзен Такуан Сохо:

«Вы конечно, видите меч, собирающийся поразить вас,» — говорит Такуан. «Но не позволяете своему уму „останавливаться“ на этом. Оставьте намерение контактировать с противником в ответ на его угрожающий выпад, перестаньте строить всякие планы на этот счет. Просто воспринимайте движения противника и не позволяйте своему уму „останавливаться“ на этом.»

   Вообще-то, чтобы минимально понять дзен – нужна многолетняя целеустремленная работа. Но если ты когда-нибудь испытывал глубокое удовлетворение от сделанного дела – ты постигал свою внутреннюю природу, т.е., непосредственно практиковал дзен. Если ты когда-нибудь делал что-то настолько хорошо, что просто «ах!» - ты превращал свою жизнь в произведение искусства, т.е., непосредственно практиковал дзен. По-настоящему человек счастлив, когда он может быть самим собой. И это – дзен.

   Сколько копий сломано на тему смысла жизни… А в чем же еще он может быть, кроме как реализовать заложенный в тебе потенциал, найти то, зачем ты пришел на эту землю – и выполнить свое предназначение? Это – практики Учителей дзен многотысячелетней давности. Мир – есть гораздо более широкое понятие, необъяснимое никакими словами. Слышал ты когда-нибудь, что нельзя представить Вселенную – можно сойти с ума? Но если ты попытаешься понять Вселенную – ты вдруг разберешься и в степени собственной важности на земле. И станешь счастливым.

Мастер Хуан Бо сказал в проповеди: «Все Будды и живые существа есть ничто иное, как-чей-то ум. С самого безначального времени этот Ум никогда не возникает и не уничтожается. Он не синий и не желтый. У него нет ни вида, ни формы. Он не существует и существует, не старый и не новый, не длинный и не короткий, не большой и не малый. Он вне ограничения и измерения, вне слов и названий, уходя за пределы всех следов и относительности. Он здесь и сейчас! Но как только возникает любая мысль в вашем уме вы его сразу же упускаете. Он, как пространство, не имеющее конца, неизмеримое и немыслимое. Будда -это ничто иное, как этот самый ваш ум!»

   А как тебе вот это? Эти слова написаны тогда, когда прабабушки твоей прабабушки еще и в проекте не было, а актуальны они до сих пор. Для меня они звучат, как «думай, говори и делай – одинаково»:

ИЗ «СУТРЫ ПОМОСТА ШЕСТОГО ПАТРИАРХА»: Прямое сознание

Нельзя, проявляя криводушие, говорить на словах о прямоте. Нужно не иметь кривых помыслов. Нужно стремиться иметь прямые - честные, светлые, благородные - помыслы. Если вы на словах говорите о необходимости духовной практики, но на каждом шагу врете, сплетничаете, смакуете чужие недостатки, гордитесь своей "ученостью" и т.д. - вы не являетесь учеником Будды. Только когда вы практикуете чистоту (прямоту) помыслов, и вещи и явления не соблазняют вас и не заставляют вас искривлять свои помыслы - это и называется исин саньмэй.

Нахождение в правильном состоянии сознания (что и называется духовной практикой исин саньмэй) невозможно без постоянного осуществлением прямоты помыслов всегда и везде: когда ходите, стоите, сидите или лежите. В Вималакирти-сутре сказано: Светлое сознание, являющееся вместилищем прямых помыслов, есть источник и условие движения по Пути и, одновременно, важнейший результат движения по Пути, являющийся основой просветления.

   Каждый день мы делаем тысячи действий. Многие из них – автоматически, не осознавая (вспоминается старый анекдот о том, что пока муж с женой занимаются любовью, жена замечает, что неплохо бы потолок побелить). А попробуй последовать древней мудрости дзен и жить «здесь и сейчас». Всем своим существом, и даже мыслями, присутствуй в каждом своем действии. Пьешь пиво – пей, и не смотри при этом новости по телевизору, а наслаждайся вкусом напитка и игрой пены. Играешь с детьми – играй, и не вспоминай про недописанный отчет для начальника, а окунись в мир счастливых детских глазенок. Это – дзен. Понимаешь принцип? «Отдавайся всему полностью, живи только тем, чем сейчас живёшь». Поначалу сделать это титанически трудно, потому что ум большинства людей привык бесцельно перескакивать с одной ненужной вещи на другую. Но раз за разом сосредоточение будет получаться – и жизнь твоя наполнится неожиданно богатым содержанием и яркими красками!

   Я просто хочу сказать: для того, чтобы наполнить свою жизнь смыслом и счастьем – достаточно обратиться к мудрости древних. Информация никогда не приходит к человеку просто так. Если Так приходящий появился в твоей жизни, то ты получил шанс узнать, зачем тебя прислали на эту землю, и что тебе нужно делать, чтобы не зря прожить отпущенные тебе дни.

   Так как звучит хлопок одной ладони?

Мир свободного человека - Семенова Наталья

Неофициальный сайт деревни Пуялка-Орлово - она же

Комментариев нет: