Страницы

понедельник, 24 мая 2010 г.

Не привыкайте никогда к любви!

   Стихи были всегда.

   В детстве «Федорино горе» причудливым образом переплеталось с байроновским «Дон Жуаном» (и по сей день очень мне нравится озорной юмор поэмы),  - я читала запоем, все подряд и где угодно.

   Потом пришел Асадов со своей потрясающей «Галиной» и большущим веером стихов, баллад и поэм, которые навсегда покорили меня своей красотой, ритмичностью и какой-то близко-родной теплотой.

    Любимые поэты пришли как-то все сразу. По сей день и остались. И нежная ритмика с внутренней силой Маргариты Алигер: 

 «Летний день заметно убывает.
Августовский ветер губы сушит.
Мелких чувств на свете не бывает.
Мелкими бывают только души...»

И великолепие баллад Владимира Высоцкого:

 «Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров,
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от детских своих катастроф…».

И величественная роскошь сонетов таинственного Шекспира:

«Люблю, - но реже говорю об этом,
Люблю нежней, - но не для многих глаз.
Торгует чувством тот, что перед светом
Всю душу выставляет напоказ…»

    «Король Лир» чрезвычайно трагично показывает отношения отцов и детей, но разве не подобное мы слышим сегодня в практически каждых вечерних новостях?

    После того, как я «проглотила» «Розу мира» Даниила Андреева, в мою жизнь вошел Блок. Невероятные стихи!  Душа разворачивается, и обнимает Вселенную! «В ночь, когда Мамай залёг с ордою-Степи и мосты-В тёмном поле были мы с Тобою, - Разве знала Ты?...» - я, кажется, и сейчас чувствую свежесть этой ночи, вижу дымку тумана над Непрядвой! НО… Прежде чем знакомиться с Блоком, нужно прочесть «Розу мира» Андреева. Это мое глубоко убежденное личное мнение. А иначе «Моя сказка никем не разгадана» покажется бессмысленной китайской грамотой.

   Посмотреть на историю России с другой стороны, да и вообще – лишний раз задуматься -  заставил «Реквием» Ахматовой. Сложные стихи, сильные. Я на тот момент не была такой сильной.  «Небывалая осень построила купол высокий…» - искала созвучия тому, что в душе происходило. 

   Цветаева была ближе и понятнее. «Мне нравится, что вы больны не мной…» - видимо, что-то оттачивалось в душе, обретало форму, брало понемногу ото всех и переплавляло в свое. 

   Свое не заставило себя ждать. Впрочем, особой оригинальностью оно не блистало и мировых проблем не затрагивало. Попытки построения личной жизни терпели падения («…уехал друг, за ним – душа моя, и нежность с грустью и безбрежным счастьем…»), и взлеты («…снова вместе! И звезды на небе звенели, провожая меня в темноту Волгограда…») – и некоторым образом это все поэтически выражалось.

   По русскому языку и литературе в школе у меня всегда была пятерка «автоматом». Как-то мы разговаривали о русском языке с Анечкой, моей замечательной знакомой, изящной девушкой, похожей на Софи Марсо, и она сказала очень хорошую фразу: «Я корректирую все, что вижу!».  Это и про меня тоже: запятые,  стилистика, разные неточности – я это не просто вижу, я это чувствую. Категорически я не приемлю производимые сейчас эксперименты с русским языком: для меня и моих детей КОФЕ – всегда будет ОН. Прекрасный монолог на эту тему есть у Михаила Задорнова, отдельное ему за это спасибо!

   И вот – пришел новый автор. Юнна Мориц. Давно я не встречала такого близкого созвучия собственной душе! Потрясающее словообразование, большущий простор для воображения, настоящий детский мир на бумаге:

«Была у феи клумба волшебной красоты,
У ней на этой клумбе росли одни коты…»

   А это очень похоже на меня:

«…Летаю я летательно,
Скачу я кувыркательно
И бегаю скакательно,
По звёздам зная путь,
А жизнь так удивительна,
Она гремит гремительно,
Она звенит звенительно,
Бим-бомкает чуть-чуть!...»

   Дети в восторге от того, что кто-то в этой жизни их так хорошо понимает:

«— На эту кушетку,
На эту тахту,
На эту кровать
Или даже на ту,
На этот диван
Или даже на тот,
Где целыми днями
Валяется кот, —
Ложитесь и спите,
Пожалуйста, сами! —
Сказал я за ужином
Папе и маме,…»

   Ну а «Большой секрет для маленькой компании» - это, на мой взгляд, уже классика! 

   Читайте стихи, почаще – для своих любимых, всегда – для своих детей, по настроению – когда грустно или хочется сказать ТАК, чтобы… Вобщем, 

"...Мой привет вам, открыватели
Всех сокровищниц планеты!
Будьте счастливы, мечтатели,
Беспокойные искатели,
Фантазеры и поэты!"


Мир свободного человека - Наталья Семенова 

Комментариев нет: